Банк «плохих» долгов, о котором упоминали весь год с разными вариантами интенсивности, эксперты и чиновники, в реальности уже давно присутствует. Им можно считать государственную корпорацию «Внешэкономбанк». Далее – подробнее о причинах возникновения долгов у ВЭБа (которые в разы выше прибыли всей банковской структуры государства за 2015-й год).
Звание рекордсмена по убыткам
Если начинать отсчет с зимы 2014-2015 годов в качестве реакции на новый рублевый обвал, Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) началось активное продвижение в народ следующей идеи – создать в стране банк «плохих» долгов. Для слияния всех безнадежных и близких к этому показателю кредитов в одну корзину и расчищения балансов банковских учреждений. При этом такое учреждение уже существует недалеко от нас.
Уровень убытка ВЭБа в 2014-м году был равен рекордным 249,7 млрд рублей. В 2008-2009 года банк также находился в убытке, но его сумма была значительно более мелкой – минус 81,3 млрд рублей. В другие годы госкорпорация считалась прибыльной. Но те времена уже в прошлом, сейчас все куда хуже и рост убытков ВЭБа становится колоссальным. В конце марта текущего года главой банка, Владимиром Дмитриевым, сообщалось о намерении учреждения сократить собственные убытки примерно в два раза. Но в сентябре текущего года кредитный портфель, который может стать дефолтным, был оценен уже в 400 млрд рублей. Первое полугодие 2015-го года показало, что убыток ВЭБа равен 73,5 млрд рублей. В конечном итоге, возможно превышение убытка банка над совокупной прибылью всей банковской структуры государства (правда, формально он не входит в данную структуру).
Фактор олимпийских резервов
Убытки банка во многом происходят из-за политики Банка России, который требует заниматься созданием резервов по всем выданным займам. Чем хуже идет обслуживание долга, тем сильнее должен быть резерв на потерю по ссуде. Довольно крупный портфель безнадежных задолженностей банка состоит из кредитов фирмам, которые находятся на украинской территории, а также из займов, выданных для строительства инфраструктуры олимпийского Сочи. Например, ВЭБ надеялся на получение долгов с иной госкорпорации – «Олимпстроя» - которую создавали конкретно под сочинскую подготовку (олимпийскую). Но в прошлом году она была ликвидирована.
Как показывают разные оценки, размер задолженности ВЭБа равен примерно 1,2-1,5 трлн рублей, по сообщениям аналитика фирмы «Альпари», Анны Кокоревой (Если сравнивать: весь объем федеральной крымской программы развития оценен в 700 млрд рублей). Она говорит, что образование этой задолженности произошло из-за больших отчислений на резервы под обесценение, а ведь пополнение самих резервов любого учреждения происходит благодаря его выручке. Поэтому в данной ситуации на создание резервов ушло больше заработанной суммы.
«Кроме всего прочего, плохой отпечаток на финансовой составляющей банка оставляет рост просрочек. Уровень просрочки свыше месяца в кредитном портфеле равняется 17,2%. Такой показатель считается очень высоким. В среднем размер просрочки в российских банках равен примерно 7%», - отмечается аналитиком. Под проблемные кредиты ВЭБом резервируется примерно 105% от кредитной суммы, а это снова приводит к уменьшению прибыли. Так и возникает убыток.
Минфиновское плечо
Проблема ВЭБа заключается во вложении средств в инвестпроекты, присутствие в которых не было его желанием (исходя из законодательных положений, наблюдательный совет госкорпорации, занимающийся определением проектов для инвестиций, возглавляется премьер-министром). Проекты эти принесли лишь убытки, а кредитные залоги стали бесценными, по сообщениям директора по местным рейтингам инфраструктурным проектам рейтингового агентства RusRating, Антона Табаха. Эти «дыры» теперь необходимо заткнуть из собственного капитала. Поскольку ВЭБом 100% владеет государство, значит, данные денежные средства должны быть выделены из бюджета, в той или иной форме.
ВЭБу уже давно необходимо увеличить уставной капитал. Минфин согласен с этим и готов предоставить учреждению помощь. Об этом было заявлено 9-го декабря министром финансов РФ, Антоном Силуановым. «Если ВЭБом за счет реализации собственных активов не будут погашены обязательства, федеральным бюджетом будет оказана необходимая помощь. Таким образом, мы готовы помочь банку», - сообщается министром.
Перед этим министром экономразвития страны, Алексеем Улюкаевым было заявлено, что ВЭБ лучше всего докапитализировать путем выпуска облигаций федерального займа (ОФЗ) уже в 2015-м году.
Точно такая же схема – выпуска долговых госбумаг – в текущем году затронула и многие коммерческие банки. Саму эту программу приняли в конце декабря прошлого года, с целью поддержания банков в кризис. Преследовалась и цель разрешения им увеличения либо хотя бы сохранения на том же уровне объемов выдаваемых экономике государства кредитов. Документ предусматривал, что правительством будет сделан имущественный взнос в Агентство по страхованию вкладов (АСВ), с помощью выпуска специальных ОФЗ (ставка первых купонов была фиксированной – 10,55–10,95% годовых), которыми АСВ проводит оплату субординированных банковских долгов.
Антоном Силуановым было также отмечено, что размер единовременной эмиссии нужного объема ОФЗ для поддержки ВЭБа – примерно 1,7% ВВП (это порядка 1 трлн рублей), что, естественно, приведет к увеличению дефицита бюджета и госдолга.
Государство, можно триллион!
«В первую очередь нужно пользоваться ресурсами ВЭБа в рамках реализации его активов (накопленных)», - было заявлено Силуановым. При этом министром говорилось, что работа с активами не бывает быстрой, а в деньгах банк нуждается прямо сейчас.
Активы за первое полугодие текущего года равны 3,85 трлн рублей. Чисто формально они выше объема долгов, но из-за своего качества и экономического кризиса вряд ли могут быть реализованы в данный момент по неплохой стоимости.
Министр финансов считает, что «наличие единовременной расчистки баланса не поможет менеджменту ВЭБа улучшить работу с активами».
Деятельность банка ухудшилась и по причине секторальных санкций США и ЕС. Практически банк потерял возможность привлечения средне- и долгосрочного финансирования на Западе, а значит, он не сможет провести рефинансирование своих долгов, отмечается Анной Кокоревой.
Ею было сказано, что первоначальная цель ВЭБа – это посредничество во внешней торговле страны с иными государствами. Позже организация стала заниматься как произведением платежей, так и участием в финансировании различных государственных проектов. «ВЭБ создан для реализации задач, которые перед ним были поставлены государством. Считать, что банк заведомо принесет убытки либо поглотит государственные деньги, нельзя, ведь с момента реорганизации в 2007-м году он стабильно показывал рост чистой прибыли из года в год, за исключением 2011-го: тогда чистая прибыль снизилась, но не в убыток», – говорится Кокоревой.
«Так как структура ВЭБа сложна, стоит рассчитывать на сумму возможной докапитализации банка, запрашиваемой ими. Исходя из прикидок самого ВЭБа и Минэкономразвития, это примерно 1,3 триллиона рублей», – сообщает Антон Табах.
Может быть, просто разделить?
Стоит помнить, что также ВЭБ является государственной управляющей компанией. Она заведует Пенсионным фондом страны и средствами накопительной части пенсии тех физлиц, которыми в ходе реформы не был сделан собственный выбор касательно частного управляющего – это так называемые молчуны. Здесь достижения банка также скромны. Как показывают данные ПФР, за прошедший год 12 управляющих фирм, включая ВЭБ, по портфелю госбумаг показали убытки. А уровень доходности пенсионных накоплений по расширенному инвестиционному портфелю у ВЭБа составил лишь 2,68%. Инфляция в России в 2014 году равнялась 11,4%.
Идеальное нормальное решение проблемы такой дыры в банке Антоном Табахом видится в следующем: разделить госкорпорацию на «обычный» банк развития, управляющую фирму, продолжающую работать с пенсионными накоплениями физлиц, и на агентство по обслуживанию госдолга. При этом банку развития, по его мнению, должна оказываться господдержка, но на принципе возвратности и с введением прямого запрета на участие в заранее убыточных проектах. Подобные проекты, по мнению эксперта, можно было бы финансировать напрямую из бюджета. «Но подобный вариант разделения потребует серьезно изменить и структуру, и политику, и кадры кадрах ВЭБа – «выбивать» бюджетные средства несколько проще», – резюмируется Табахом.
Независимо от того, что решит государство, лицензию у банка не отзовут. Причина довольно простая – она ему не нужна еще с давних времен (еще с постсоветского периода).